АвтоВАЗ представил новые инициативы по субсидиям и развитию Lada

Поиск эффективных инструментов поддержки спроса на автомобили

АвтоВАЗ представил новые инициативы по субсидиям и развитию Lada-0
Фото: kommersant.ru

АвтоВАЗ, сталкиваясь с сокращением объемов продаж, инициировал активные переговоры с Минпромторгом по выработке новых механизмов господдержки покупателей. Главная идея крупнейшего российского автопроизводителя заключается в прямом субсидировании скидок на новые автомобили, минуя банковское звено, чтобы сделать автомобили Lada и другие отечественные бренды более доступными для россиян. Как отмечает вице-президент компании Сергей Громак, подобный подход позволит улучшить условия приобретения машин, особенно на фоне сохраняющихся высоких процентных ставок на традиционные автокредиты.

Понимая, что стандартные льготные кредиты осложняют покупку из-за ужесточения условий и возросших процентных ставок, представители АвтоВАЗа уже в декабре 2024 года предлагали новый формат господдержки — систему прямых скидочных сертификатов для конечных покупателей. Несмотря на то, что данная идея пока не встретила однозначной поддержки, АвтоВАЗ продолжает настаивать на необходимости реформирования системы взаимодействия между государством и автопроизводителями. Вместо перечисления субсидий банкам, которые добавляют к стоимости автомобиля дополнительные проценты, компания предлагает сразу закладывать скидку в финальную цену для потребителя.

Разработка механизма, который максимально эффективно отразится на конечной стоимости продукции, сейчас обсуждается с ведомством Антона Алиханова. Минпромторг выразил готовность рассмотреть и доработать поступающие инициативы, если они будут представлены официально. Основная задача — сделать поддерживающие меры не только действенными, но и прозрачными для рынка и покупателя.

Исторический опыт и современные вызовы

Российский автопром уже встретился с подобными механизмами поддержки в 2013–2015 годах. Тогда государственная программа поощряла покупку новых машин предоставлением скидок при утилизации старых авто. Однако участие автопроизводителей в прямом распределении субсидий выявило сложности в отслеживании целевого расходования средств, а также отдельные случаи злоупотреблений: стало сложно администрировать большие объемы заявок и контролировать формирование цен. Именно поэтому впоследствии государственная поддержка обрела вид субсидирования через банковские институты.

Идея АвтоВАЗа о возврате к прямым государственным дотациям вызывает в профессиональном сообществе разные отклики. Одни эксперты подчеркивают, что риск повышения конечных цен всё же сохраняется: если производитель знает о гарантированном субсидировании, возможен соблазн увеличения розничной стоимости автомобилей. Однако представители АвтоВАЗа уверены: прозрачность распределения средств и правильная структура государственной поддержки позволят предотвратить такие риски и стабилизируют рынок.

Проблема нереализованных автомобилей и конкуренция

В текущих условиях на складах АвтоВАЗа и его дилерской сети скопилось порядка 100 тысяч непроданных автомобилей — ситуация, ранее в таком объеме не встречавшаяся. Причиной этого тренда стали не только особенности экономической ситуации и высокая ключевая ставка, но и снижение реальных доходов населения. Руководитель Минпромторга Антон Алиханов недавно отмечал, что в 2025 году поступления от утилизационного сбора могут снизиться на 200 млрд рублей относительно плановой суммы, что, в свою очередь, влияет на финансирование поддерживающих программ.

Между тем, согласно статистике аналитического агентства «Автостат», продажи Lada за первые четыре месяца 2024 года уменьшились почти на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 105,76 тысячи автомобилей. Несмотря на широкую популярность, Lada столкнулась с быстро нарастающей конкуренцией со стороны китайских брендов, которые, благодаря низкой ключевой ставке в Китае (3,1%), легче предоставляют покупателям скидки и выгодные условия. Однако даже китайским производителям с их гибкими условиями приходится нелегко — экономическая конъюнктура повлияла на темпы продаж по всему рынку.

Эксперты подчеркивают: крупнейшие отечественные игроки должны предпринимать смелые меры по стимулированию спроса. В современных условиях для россиян зачастую становится выгоднее сохранять сбережения, чем совершать крупные покупки, и задача государства — компенсировать эти настроения привлекательными предложениями на внутреннем рынке.

Возможности и вызовы прямого субсидирования

Владимир Беспалов, эксперт компании «Эйлер Аналитические Технологии», считает, что инициатива снижения стоимости автомобилей непосредственно за счёт господдержки — логичный шаг для повышения доступности отечественного транспорта. Однако реализация ее на практике требует точной проработки: все механизмы должны быть связаны с реальным снижением цены для конкретного покупателя, чтобы исключить формальный подход.

Пока детали программы находятся в разработке, остаются вопросы по кругу потенциальных участников. Если быть последовательными, в программу могут быть включены не только вся линейка Lada, но и «Москвич 3», электрокары Evolute, гибридные модели Voyah, а также автомобили бренда «Амберавто». Представители «Москвича» и компании «Моторинвест», выпускающей Evolute, пока не прокомментировали возможное подключение к инициативе.

В отрасли считают, что подобная мера способна обеспечить краткосрочный эффект и стимулировать движение на рынке: опыт зарубежных программ подобного рода показал, что рост спроса во время действия данной поддержки — временное явление. По завершении мероприятий активность покупателей снижается, и рынок возвращается к прежним показателям. Аналитики отмечают: чтобы эффект от программы сдерживания цен и поддержки спроса был долгосрочным, необходимы комплексные изменения в макроэкономике.

Инновационные подходы для роста автомобильной отрасли

АвтоВАЗ, поддерживаемый Минпромторгом и при участии специалистов («Автостат», «Эйлер Аналитические Технологии», Владимир Беспалов), демонстрирует стремление внедрять инновации в традиционный механизм поддержки отрасли. Подход, заключающийся в отказе от банков-посредников и ориентации на прямую связь между государством, производителем и конечным покупателем, способен серьезно повлиять на динамику продаж и качество продуктов отечественного автопрома. Значительное влияние могут оказать и дополнительные меры, такие как расширение ассортимента электромобилей Evolute и появление на рынке новых российских и локализованных брендов, что увеличит конкуренцию и стимулирует снижение цен.

Реформирование программ поддержки будет способствовать не только кратковременному росту продаж, но и обеспечит долгосрочные позитивные перемены в сфере отечественного автомобилестроения. Повышение доступности для населения современных и экологичных моделей, упрощение процедуры получения скидки и новые условия финансирования — все это усилит доверие к российскому автомобилю и повысит спрос.

Ожидания отрасли и перспективы совместной работы

Участники рынка с оптимизмом наблюдают за возможными изменениями: благодаря союзу инициатив бизнеса и поддержки государства, есть шанс вывести рынок на новый уровень и сделать отечественные автомобили более конкурентоспособными. Особенно это актуально на фоне растущих потребительских ожиданий в отношении безопасности автомобилей, экологичности и цифровых сервисов. В случае успешного внедрения механизма прямого субсидирования, выигрывают не только производители вроде АвтоВАЗа, Lada, Москвича, Evolute, но и сами потребители, которые смогут выбирать современные и доступные автомобили.

Серьезная заинтересованность Минпромторга, а также публичные комментарии таких руководителей, как Антон Алиханов и Сергей Громак, свидетельствуют о внимании властей и бизнеса к будущему отрасли. Усилия, направленные на развитие автопрома, безусловно поддерживаются ведущими российскими аналитиками, среди которых Владимир Беспалов, и многими профильными организациями. Общий настрой участников рынка — конструктивный и позитивный, ведь совместная работа, инновационные решения и гибкая государственная политика способны значительно повысить привлекательность отечественного автопрома.

Развитие инициатив в союзе с государством открывает перед АвтоВАЗом, Lada, Москвичем, Evolute и всеми участниками рынка новые перспективы. При комплексном подходе к совершенствованию процессов и усилении ориентации на потребителя уже в ближайшем будущем можно ожидать стабилизации рынка, увеличения производства и расширения модельного ряда, что обязательно положительно скажется на всей автомобильной отрасли страны.

Источник: www.kommersant.ru

Разные новости