Май принес торможение: динамика рынка новых легковых автомобилей

После заметного оживления продаж в апреле российский рынок новых легковых автомобилей в мае ощутил обратную тенденцию: продажи сократились на 10,7% по сравнению с предыдущим месяцем — до 91,2 тысяч автомобилей. В годовом сравнении падение составило 28,3%. Основной причиной снижения, по мнению участников отрасли, стало традиционно большое количество праздничных дней. Кроме того, влияние оказали высокие кредитные ставки, а также частично реализованный ранее потребительский спрос, что мотивировало многих россиян воспользоваться банковскими вкладами вместо крупных покупок. Однако все участники рынка сохраняют оптимизм, рассчитывая на стабилизацию ситуации в ближайшие месяцы.
Лидирующие позиции в майских продажах по-прежнему занимают автомобили Lada, хотя объём реализации снизился на 10,3% и составил 25,6 тысячи единиц. На втором месте расположился бренд Haval, чья динамика снизилась на 17,8% (10,6 тыс. машин), далее — Chery с результатом 9,8 тысяч проданных авто, что означает снижение на 10% относительно апреля. Абсолютными лидерами среди моделей стали Lada Granta, Lada Vesta и Haval Jolion, которые остаются востребованными и на фоне общего снижения продаж.
Рейтинг лучших моделей мая: Lada, Haval и Chery в авангарде
Статистика продаж за май отражает устойчивое лидерство нескольких моделей, которые уверенно держат позиции в российском рейтинге. Lada Granta и Lada Vesta продолжают задавать тон среди отечественных автомобилей, демонстрируя стабильную популярность среди покупателей. К успешным представителям импортных моделей относится Haval Jolion, который также востребован и в столичных регионах, и в городах-миллионниках. За ними идут модели брендов Chery, оказавшиеся в числе лидеров благодаря сочетанию цены, оснащения и репутации производителя.
В число быстро набирающих обороты марок попали и другие китайские производители: BAIC, Kaiyi, SWM, Bestune, Hongqi, а также локализованные бренды Xcite и Solaris. Эти автомобили демонстрируют стабильный спрос благодаря лояльной ценовой политике, расширенной гарантии и современным опциям.
Маркетинговые инициативы: скидки, акции и новый формат поддержки
Как отмечает Андрей Ольховский, генеральный директор ГК «Автодом», несмотря на спад объёмов продаж в целом по стране, в дилерских центрах компании по отдельным маркам зафиксирован рост клиентского трафика. Такая избирательная динамика объясняется мощной маркетинговой поддержкой отдельных брендов, запускавших специальные акции и скидки. В весенний период особенно активные предложения наблюдались у производителей BAIC, Kaiyi, SWM, Bestune, Hongqi, Xcite и Solaris.
Эксперты отмечают, что после пикового периода скидок их количество постепенно сокращается, однако сами производители корректируют тактику предоставления выгодных условий: прямые дисконтные предложения сменяют более гибкие механизмы лояльности. Марки массового сегмента всё ближе подбираются по ценам к моделям АвтоВАЗа, что делает приобретение новых автомобилей еще доступнее для российского покупателя. Илья Петров, директор розничных продаж АГ «Авилон», уверен, что существенное сокращение скидок в июне ждать не стоит: впереди традиционный отпускной сезон, во время которого снизившаяся деловая активность поддерживает существующий уровень бонусов и акций.
Складские запасы и тенденции спроса: разбалансировка или дефицит?
Генеральный директор ГК «Автоспеццентр» Андрей Терлюкевич отмечает: на текущий момент предложение на рынке заметно превышает спрос, а склады дилерских компаний заполнены автомобилями на 6–7 месяцев реализации. По общей оценке, автосалоны располагают примерно 500 тысячами новых машин. Такая ситуация связана как с увеличением внутреннего производства, так и с продолжающимися поставками новых машин из-за рубежа, хотя импортные объёмы уже не так значительны, как ранее.
Впрочем, внутри отрасли отмечают различия в ситуации с запасами между брендами. На складах некоторых компаний автомобилей достаточно для продажи в течение 10 месяцев, тогда как у других появляются даже отдельные элементы дефицита по самым востребованным моделям. По оценке Ильи Петрова, возможен локальный дефицит отдельных позиций уже к середине лета, однако он сохраняет оптимизм, отмечая причину — оживление спроса в определённых сегментах.
Прогнозы: июнь — месяц ожиданий и новых возможностей для всех игроков рынка
Оценки по июню среди дилеров и аналитиков разнятся, но единогласное мнение — этот месяц не окажется самым насыщенным с точки зрения реализации новых автомобилей. Одна из причин — традиционный спад активности в период отпусков. Однако даже самый консервативный прогноз от Ильи Петрова (АГ «Авилон») предполагает снижение рынковой активности максимум на 5–8% по отношению к маю, что в целом не выглядит значительным для сезона. Более оптимистично настроенные эксперты и дилеры, включая Андрея Терлюкевича и Сергея Целикова, ожидают, что июньские продажи достигнут около 102 тысяч автомобилей, что сопоставимо с результатами апреля.
Андрей Ольховский отмечает важность второй половины месяца: завершение квартала традиционно подстёгивает активность юридических лиц, а благоприятный валютный курс может стимулировать дополнительный спрос. Оптимизм подкрепляется и постепенным восстановлением баланса между спросом и предложением на рынке, а также ожиданиями повышения потребительской уверенности в летний период.
Стабилизация и точки роста: новый этап для авторынка и перспективы брендов
Май и первые недели лета стали проверкой на прочность как для отечественных, так и для иностранных автопроизводителей. Тем не менее, тенденции свидетельствуют о том, что на рынке сохраняется позитив: отечественный лидер Lada по-прежнему удерживает свои позиции, а такие марки, как Haval, Chery, BAIC, Kaiyi, SWM, Bestune и Hongqi, только наращивают своё присутствие.
Среди важных событий можно выделить и выравнивание цен в массовом сегменте — автомобили становятся всё более доступными для широкой аудитории, а дилеры активно конкурируют за клиентов, внедряя программы трейд-ин, дополнительные сервисные пакеты и уникальные комплектации. Также на рынок позитивно влияет укрепление рубля, что улучшает условия кредитования и способствует стабилизации цен.
Июнь обещает стать месяцем новых возможностей для всех участников рынка. Уровень запасов, пулы выгодных предложений и растущая активность корпоративных клиентов дают основания предполагать плавный переход от весеннего затишья к постепенному росту продаж. Представители ведущих дилерских групп — ГК «Автодом», АГ «Авилон», ГК «Автоспеццентр» — уверены: лето принесёт отдышку рынку и задел для позитивных перемен.
Российский автомобильный рынок продолжает приспосабливаться к новым условиям, сохраняя лидерство традиционных и появление новых популярных моделей, что вселяет уверенность в дальнейший устойчивый рост сегмента.
Источник: www.kommersant.ru






