Каким образом российский бизнес справляется с долговой нагрузкой

В последнее время российские компании активно пересматривают свои финансовые стратегии и находят новые способы развития бизнеса. После повышения ключевой ставки с 16% до 21% многие предприятия сократили инвестиционные программы и усилили работу по сбору задолженностей. Регулятор неоднократно отмечал высокий уровень закредитованности бизнеса и рекомендовал искать альтернативные источники финансирования. Как бизнес адаптируется к новым условиям и какие решения находит?
Крупнейшие компании страны, включая РЖД, «Газпром», «Северсталь» и «Транснефть», уже заявили о необходимости пересмотра инвестиционных планов на 2025 год. Малый и средний бизнес также ищет новые пути развития. Основательница сети фитнес-клубов Orange Fitness и City Fitness Анастасия Юсина делится опытом: «При маржинальности бизнеса около 20% обслуживание кредита под такой же процент становится непосильной задачей.
Несмотря на наличие амбициозного капиталоемкого проекта, мы приняли взвешенное решение о временной паузе.
Лизинг оборудования, который раньше был удобным инструментом финансирования, теперь тоже существенно подорожал. Некоторые партнеры покинули рынок, а вопросы обслуживания оборудования требуют особого внимания, как в ситуации с импортными автомобилями».
Какие инструменты финансирования использует бизнес в условиях высоких ставок
В современных условиях повышенной стоимости денег появляются новые бизнес-стратегии. Компании учатся эффективно управлять оборотным капиталом и оптимизируют производственные процессы. Гендиректор завода «Элкат» Максим Третьяков поделился успешным опытом снижения кредитного портфеля с 30% до 20% от оборотного капитала: «В промышленном производстве даже 8% маржинальности считается хорошим показателем. Специфика российского рынка такова, что сырье требует предоплаты, а готовая продукция отгружается с отсрочкой платежа.
Мы значительно улучшили показатели эффективности, оптимизировав производственные циклы. Теперь чаще запускаем плавильную установку на меньшие объемы, что позволяет лучше управлять оборотным капиталом. Конечно, это требует предоплаты за месячный объем сырья, но общая эффективность выросла».
Как кредиты замещаются облигациями
Предприниматели находят нестандартные решения для повышения доходности. Максим Третьяков, например, использует краткосрочные депозиты выходного дня для получения дополнительного дохода. Однако подобная практика становится массовой, что создает новые вызовы в работе с контрагентами. Показателен опыт московского импортера медицинского оборудования Сергея: «Мы усилили контроль над дебиторской задолженностью и ужесточили финансовый мониторинг. При стоимости внешнего финансирования 2% в месяц и трехмесячном цикле сделки, 6% уходит на обслуживание привлеченных средств. Это существенно влияет на рентабельность низкомаржинальных товаров».
Малым компаниям предложат pre-IPO
Центральный банк активно продвигает идею привлечения средств через фондовый рынок. 2024 год отметился рекордным количеством новых эмитентов. Государство развивает инфраструктуру, готовится к запуску специализированной биржи для технологических компаний. Руслан Гайнанов, основатель «Тим Форс», комментирует ситуацию в IT-секторе: «Специфика нашего бизнеса в том, что основные расходы – это фонд оплаты труда. Несмотря на рост ставок, IT-сектор сохраняет преференции по кредитованию. Выход на биржу через IPO или pre-IPO становится важной альтернативой, хотя это достаточно затратный процесс, требующий около 10% от привлекаемой суммы».
Согласно статистике Центробанка, темпы корпоративного кредитования снизились с 2,3% в октябре до 0,8% в ноябре 2024 года. Регулятор допускает дальнейшее замедление кредитования в рамках политики по достижению целевого уровня инфляции в 4%.
Источник: www.kommersant.ru






